РЕЖИМ РАБОТЫ СУДА
понедельник 8.00-17.00
вторник 8.00-17.00
среда 8.00-17.00
четверг 8.00-17.00
пятница 8.00-16.00
суббота ВЫХОДНОЙ
воскресенье ВЫХОДНОЙ
ОБЕД 12.00-12.48
С 1 января 2017 года вступили в силу положения процессуального законодательства, предусматривающие возможность подачи в суд документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 251 утвержден Порядок подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. Для подачи документов можно перейти в раздел меню "Подача процессуальных документов в электронном виде" или перейти по ссылке.
Обращаем внимание, что обращения процессуального характера, направленные на электронный адрес суда, а так же составленные в разделе «Обращения граждан», регистрироваться и рассматриваться судом не будут. В ответ на такое обращение будет направлено письмо о необходимости соблюдения установленного Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.
Обращения непроцессуального характера (предложения, заявления, жалобы), рассматриваемые в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" могут быть направлены в суд при помощи раздела сайта «Обращения граждан».
Психологическая и социальная помощь в судебном составе по делам несовершеннолетних в Абаканском городском суде. | версия для печати |
Психологическая и социальная помощь в судебном составе по делам несовершеннолетних в Абаканском городском суде.
Одним из направлений судебно-правовой реформы в России является создание специализированной судебной системы по делам несовершеннолетних. Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. № 942, утвердившим Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей («Национальный план действий в интересах детей»), в числе мер по укреплению правовой защиты детства предусмотрено создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних. Необходимость создания в нашей стране ювенальной юстиции обусловлена обязательствами, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции России взяла на себя Российская Федерация по исполнению норм международного права. Вступление России в Совет Европы, в свою очередь, требует постепенного приведения российского законодательства и правоприменительной деятельности в соответствие с законодательством и правоприменительной практикой Европейского Союза, в том числе и в вопросах осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних. Вместе с тем Минимальные Стандартные Правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 г.)4, не содержат обязательного требования о введении специализированного суда по делам несовершеннолетних. В различных правовых системах существует разнообразие форм и методов отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. В Пекинских правилах определены цели, принципы, совокупность методов осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних. Например, правило 16.1 предусматривает, что во всех случаях, за исключением мелких правонарушений, до вынесения компетентным органом власти окончательного решения, предшествующего приговору, необходимо тщательно изучить окружение и условия, в которых живет несовершеннолетний, или обстоятельства, при которых было совершено правонарушение, с тем чтобы содействовать вынесению компетентным органом власти разумного судебного решения по делу. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», которое вобрало в себя положения названного международного документа, содержатся аналогичные рекомендации судам на этот счет (п. 2, 5, 12, 16,21). Решению данных задач и способствует работа психолога и социального педагога в ювенальном суде. В настоящее время в Российской Федерации в ряде регионов проводится широкомасштабный эксперимент по развитию социальных служб в системе правосудия по делам несовершеннолетних.
В Хакасии в 2006 году был открыт Ювенальный суд г.Абакана как одно из подразделений Абаканского городского суда. В этих целях было выделено специальное помещение и состав суда, укомплектованный из наиболее опытных судей: Пислевич И.П., Фокин А.В. Столбовская И.В. В аппарат суда вошли специалисты, ранее к работе в судебной системе не привлекавшиеся: социальный работник и психолог. Перед этими специалистами была поставлена задача по исследованию условий жизни и воспитания несовершеннолетнего правонарушителя, выявлению причин и условий, приведших несовершеннолетнего к совершению преступлений. В зависимости от конкретной ситуации необходимо было работать с несовершеннолетним или его родителями, привлекать специализированные органы, осуществляющие функции профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних (в частности: органы управления социальной защиты населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел), иные органы и учреждения для лечения, учебы, трудоустройства либо решения иных проблем несовершеннолетнего. Психолог и социальный работник может включаться в работу с несовершеннолетним с любой стадии процесса. Социальный работник может быть привлечен к участию в качестве законного представителя несовершеннолетнего, а также допрошен в суде в качестве специалиста по социальной работе о фактах, которые ему стали известны в процессе исследования личности несовершеннолетнего. Кроме того, психолог и социальный работник — лица, занимающееся координацией усилий всех органов (в том числе и правоохранительных), служб и общественных организаций. Они собирает информацию из различных источников (следователь, инспекторы ПДН, социальные педагоги, психологи) в одном итоговом документе — карте социально-психологического исследования, которая приобщается судом к материалам уголовного дела. В карте социально-психологического исследования содержатся краткая характеристика несовершеннолетнего, которая дается различными специалистами, и рекомендации социального работника по применению наказания или мер воспитательного воздействия. Судья может учесть эти рекомендации или принять к сведению. Составление социально-психологического портрета несовершеннолетнего позволяет реализовать принцип индивидуализации наказания для несовершеннолетнего, определить меру наказания, наиболее адекватную содеянному. Психолог и социальный работник посещает семьи, где проживают несовершеннолетние подсудимые, учебные заведения, школы, ПТУ, беседуют с преподавателями, классными руководителями. Выявленная информации предоставляется до начала судебного разбирательства по конкретному делу для составления социального и психологического портрета несовершеннолетнего. Как уже отмечалось, указанная информация представляется в виде карты социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего, в которой даются ответы на вопросы о социально-бытовых, о жилищных условиях несовершеннолетнего и семьи, в которой он проживает, о взаимоотношениях в семье, об окружении, из чего можно сделать вывод о возможном освобождении от уголовной ответственности или наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, их объеме или о назначении виновному наказания, необходимости дополнительных мер воспитательного воздействия в отношении него. Другой формой взаимодействия суда с социальными работниками является их участие в судебных заседаниях по конкретному делу, где они подробно характеризуют каждого из подсудимых и те условия, в которых они проживают, высказывают свои предложения по поводу возможного применения наказания, не связанного с изоляцией от общества. Информация, получаемая от социального работника, дает возможность расширить стандартный круг обязательств, которые, как правило, судьями возлагаются при назначении наказания, не связанного с лишением свободы. Например, возможно ограничение пребывание несовершеннолетних вне дома, вне рамок семьи до определенного времени, обязательное трудоустройство, поступление в учебное заведение и т.д. Также эта работа может заключаться и в том, что заключается также в том, что социальный работник, работая в контакте со специалистами (психологом, медицинским работником, инспектором милиции по делам несовершеннолетних, специалистами службы занятости), может помочь подростку решить его жизненные проблемы. Взаимодействие социальных работников с несовершеннолетним подсудимым и с его родителями меняет стереотип их отношения к судебному заседанию: подсудимого и родственников интересуют уже не только минимальный размер наказания или освобождения от него, но и определение причин, побудивших их детей встать на путь совершения преступления. Родственники становятся более открытыми в судебном заседании, более откровенными. Деятельность психолога и социального педагога позволяет более успешно реализовать задачу, указанную в ст. 2 УК РФ, — предупреждение преступлений, в частности противодействие подростковой преступности, и минимизировать репрессивные меры в отношении лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте.
О том какие функции выполняют эти специалисты в ювенальном суде г.Абакана рассказывают психолог ювенального суда г.Абакана Елена Шаткова и социальный работник Анна Шеповалова. При поступлении уголовного дела в суд им начинают заниматься психолог и социальный работник. Мы изучаем материалы уголовного дела, характеризующий материал на обвиняемого – характеристики с места обучения, от соседей, с отдела по делам несовершеннолетних. Затем мы вызываем подростка с родителями на беседу. В ходе беседы изучаем особенности отношений в семье, условия в которых воспитывается подросток, особенности детско-родительских отношений, круг общения подростка. Далее проводится психологическое обследование личности несовершеннолетнего правонарушителя, с помощью специальных психологических методик. После беседы с подростком и его родителями, обработки результатов психологического исследования составляется карту социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя, в которую входят: Данные о подростке Данные о его родителях Род деятельности подростка Круг общения подростка Условия проживания несовершеннолетнего Особенности взаимоотношений с родителями Информация об учетах - состоит ли несовершеннолетний на учете в ОДН, у нарколога или психиатра Психологическое заключение об особенностях личности данного подростка рекомендации по дальнейшей работе с ним. Данные рекомендации предназначены как для судьи, так для родителей и педагогов. Карта социально психологического сопровождения несовершеннолетнего приобщается к материалам дела судьёй, который рассматривает уголовное дело в отношении. Учитывая тяжесть совершенного правонарушения, а также особенности личности несовершеннолетнего судья решает вопрос о назначении наказания подростку. На каждого подростка заводится материал социально-психологического сопровождения, куда входят основные характеристики на подростка, обвинительное заключение, приговор (постановление), информация от субъектов профилактики, которая поступает после вынесения приговора, в течении всего периода пока подросток стоит на профилактическом учете. После назначения наказания, не связанного с лишением свободы, подросток ежемесячно приходит к нам с самоотчетом. Если подростком допущено нарушение, на самоотчет он приглашается вместе с родителями, для проведения профилактической беседы. Если у родителей, либо подростков возникают какие-либо проблемы, они в любое время могут обратиться за консультацией. Мы взаимодействуем с органами профилактики преступности несовершеннолетних: ОДН, КДН, УИИ, образовательными учреждениями. Помогаем подростку (если есть необходимость) в получении паспорта, определении досуга, трудоустройстве. Ежемесячно образовательные учреждения нам предоставляют информацию о посещаемости, успеваемости подростка. Раз в 3 месяца КДН проводит заседание, на котором рассматривается каждый подросток – исправляется он или же профилактическая работа результатов не дает. Часть несовершеннолетних правонарушителей обучаются в СпецПУ, к ним мы ездим каждый месяц для проведения профилактических бесед. В случае нарушения обязанности, возложенной на подростка, суд продляет срок условного осуждения. В случае систематического или злостного неисполнения подростком возложенных на него судом обязанностей либо если условно осужденный скрылся от контроля, начальник уголовно-исполнительной инспекции направляет в суд представление об отмене условного осуждения и приведении приговором суда к реальному исполнению. Если у подростка нет ни одного нарушения, он может быть освобожден от наказания по половине срока условного осуждения. Когда срок наказания заканчивается, мы снимаем подростка с профилактического учета. Следует отметить, что в нашей работе мы безусловно ориентируемся на истоки преступности, которые как правило связаны главным образом с семейным неблагополучием. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но тем не менее для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Так большинство из подростков, поставленных на учет из «внешне» благополучной семьи – 273 подростка (67%). Причина этого на наш взгляд в том, что родители не всегда уделяют ребенку должного внимания. Ведь важно не только накормить, одеть его, важна эмоциональная атмосфера в семье. Эмоциональная атмосфера семьи оказывает решающее влияние на развитие эмоций и социальных чувств ребенка, является предпосылкой нравственного мира личности. Кроме того, встречаются родители, которые во что бы то ни стало хотят продлить безмятежное детство своих повзрослевших детей, осуществляя гиперопеку. В таких семьях подросток полностью отстраняется от домашних дел, родители удовлетворяют все его запросы и прихоти. Такая любовь порождает потребительское отношение к жизни, пренебрежение к труду, ни с чем не считающийся эгоизм, то есть такие свойства личности, которые часто лежат в основе преступления. Хотелось бы также подчеркнуть тот факт, что не только в семье происходит воспитание подростка, воспитательная работа с ним должна проводиться и в учебных заведениях. Так, большинство подростков состоящих на учете - обучаются в школах и в средних специальных учебных заведениях – 272 подростка (67,4%). Учебные заведения, в свою очередь, должны предоставлять возможность для организации досуга подростка (секции, кружки, проведение различных мероприятий, вовлечение подростков в общественную жизнь образовательного учреждения) неорганизованность досуга подрастающего поколения является заметным фактором преступности несовершеннолетних. Кроме того, на противоправное поведение оказывают большое влияние группа сверстников, с которыми общается подросток. В силу своих возрастных особенностей, таких как: повышенная внушаемость, склонность к подражанию, юношеский негативизм, несформированность жизненных ориентаций и установок, подросток не всегда умеет выбирать себе компанию. Поэтому нужно быть внимательными, не поддаваться влиянию друзей, всегда уметь сказать нет. Группой лиц было совершено - 40,8% преступлений, одним подростком – 59,2%. Специфика преступления несовершеннолетних Подросткам присущи 2 основных вида криминальной мотивации: корыстная и насильственно-эгоистическая. При корыстных мотивах правонарушения совершаются из любопытства или желания развлечься, показать силу и смелость, утвердить себя в глазах сверстников, получить их признание. Большая часть подобных правонарушений носит групповой характер. Мотивация в этом возрасте обычно имеет предметную определенность: подростков интересуют в основном предметы молодежной моды, сотовые телефоны, музыкальные инструменты, спортивные принадлежности, табачные изделия, наркотические вещества, небольшие суммы денег. Насильственно-эгоистическая мотивация у подростков предусматривает – потребность в самоутверждении через насилие. Так большинство несовершеннолетних 47,3% совершают кражи – тайное хищение чужого имущества, 30,6% несовершеннолетних привлекаются по грабежу – открытое хищение чужого имущества, часто с применением насилия. Для справки: За время работы психолога и социального педагога в Ювенальном суде на учет поставлено 405 несовершеннолетних правонарушителей, из них 364 (89,8%) юношей и 41 (10,2%) девушек. (На момент совершения преступления судимость имели 59 подростков (15,2%), не имели судимости 346 подростка (84,8%).
Беседовала Т.А. Васюнина, пресс-секретарь Верховного Суда Республики Хакасия
|
РЕЖИМ РАБОТЫ СУДА
понедельник 8.00-17.00
вторник 8.00-17.00
среда 8.00-17.00
четверг 8.00-17.00
пятница 8.00-16.00
суббота ВЫХОДНОЙ
воскресенье ВЫХОДНОЙ
ОБЕД 12.00-12.48